Стили и школы живописи: Салонное искусство Консервативное направление в художественной культуре Европы и Америки XIX — начала XX в. Получило свое название благодаря поддержке со стороны жюри парижских салонов. Общие признаки салонного искусства (эклектизм творческого метода, эффектная красивость композиции и однозначность содержания, прямолинейность трактовки значительных тем, формальная завершенность, ремесленно-техническая виртуозность и "сделанность" фактуры, патетика, экзальтация и слащавая идеализация образов, откровенная развлекательность, эротика и уход от социальной проблематики) стали символом потакания художественной моде и вкусам массового зрителя, агрессивного неприятия всего новаторского в искусстве и коммерциализации художественного творчества. Наиболее предпочитаемыми жанрами салонного искусства являются мифологический и аллегорический (чаще всего как повод для изображения обнаженной натуры) , исторический (обычно в духе псевдоисторической костюмной мелодрамы) , бытовой (близкий к анекдоту) , портрет (неизменно идеализированный) . Будучи своего рода "фабрикой грез" и обладая способностью активного воздействия на массового зрителя, салонное искусство стало одним из предвестников "массовой культуры". По большей части, картины так называемых "салонных" художников отличаются великолепной, отточенной техникой, но не несут в себе никакого заряда – ни нравственного, как у Ханта или Раскина, ни политического, как у позднего Брауна, ни даже мистического, как у Россетти – и остаются всего-навсего красивыми безделушками, украшавшими быт викторианцев. От прерафаэлитов эти художники позаимствовали интерес к истории, точное воспроизведение деталей, насыщенный колорит. При этом этические поиски прерафаэлитов были им совершенно чужды. Их привлекала только внешняя красота, т. е. , у "салонных" художников вовсе не было желания ориентироваться на простоту и безыскусность средневековья. Пожалуй, "безыскусность" здесь будет выступать как полный антоним "салонности". Сфера исторических интересов "салонных" художников была очень широка – на их картинах можно встретить персонажей и средневековых, и античных, из артуровских легенд или из Шекспира, однако можно заметить, что они гораздо больше, чем прерафаэлиты, интересуются античностью (вероятно, для Братства античность была накрепко связана с академичностью, и потому не пользовалась их особым расположением) , при этом больше всего их привлекает имперский Рим, которому они и пытаются уподобить Британскую империю и ее жителей. На их картинах происходит своего рода маскарад: "салонные" художники не ставят себе цель точно воспроизвести исторический костюм или архитектуру ради их самих. Их персонажи – переодетые викторианцы, убегающие из XIX века в античность или Средние века. Интересно, что библейские сюжеты у них почти не встречаются. Расцвет салонного искусства во Франции приходится на годы Второй империи (1852—1870). Среди виднейших мастеров салонного искусства второй половины XIX в. были Тома Кутюр, Александр Кабанель, Франц Шаплен и др. В России это направление было представлено прежде всего Г. И. Семирадским и К. Е. Маковским. Родившись на почве академизма XIX в. (сочетавшего упадочные тенденции позднего классицизма и позднего романтизма), получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, Салонное искусство даёт вульгарную и в то же время претендующую на утончённость версию любого из последующих направлений изобразительного искусства. #album_genres